Другие порталы
ruza_region_ruza@mosreg.ru 143100, Московская область, г.Руза, ул.Солнцева, 11

Владимир Дупак

Несмотря на то, что общественные слушания по вопросу формирования городского округа на территории нашего района прошли во всех поселениях, сторонники и противники преобразования продолжают спорить по этому вопросу, доказывая друг другу свою правоту.

Об особенностях местного самоуправления в Московской области и чего следует ожидать нам от новшеств, для чего они нужны, мы побеседовали с депутатом Московской областной Думы нескольких последних созывов Владимиром Дупаком, работавшим на территории региона несколько десятков лет.

– Владимир Владимирович, вы стояли у истоков зарождения народовластия в Московской области в современных реалиях. Расскажите, с чего это все начиналось?

– Первая мысль о создании местного самоуправления в Московской области прозвучала в 1995 году. Она сразу была подхвачена в Одинцовском районе. И ее активно развивал Александр Георгиевич Гладышев. Глава района, который много сделал в этом направлении. Он потом даже диссертацию на эту тему защитил. У истоков теории о зарождении местного самоуправления стоял Анатолий Яковлевич Слива – доктор наук. Он был председателем комитета в Государственной Думе. Двигалось всё не шибко быстро. 131 Федеральный закон «О местном самоуправлении» появился в 2003 году. Два года там было дано для «разбега» закона. А в 2005 году мы получили закон: определились с границами поселений и т. д.. Естественно, не все сразу получалось. Дали еще три года для «разбега» - до 2008 года. Потом был выработан вариант формирования сельских поселений, городских поселений (сколько там должно быть депутатов и т. д.). По сути, с января 2008 года мы перешли на тот вариант, по которому сейчас работаем. Что-то там добавлялось, что-то убиралось, но основополагающий принцип был заложен тогда. Считаю, что эта форма управления имеет свой положительный момент. Но есть большая проблема, которая выпукло звучит на всех слушаниях, - не все полномочия есть у властей на местах.

– Действительно, у поселений только три полномочия: культура, спорт и благоустройство. Согласна, недостаточно. А почему нельзя было дать больше полномочий сразу?

– Дело в том, что многие сельские поселения не самодостаточны. У многих нет средств на исполнение других полномочий. У кого-то, наоборот, средств достаточно. Я считаю, что этот перекос показывает, что при таком подходе мы свои ресурсы используем не совсем эффективно. Это и является причиной, по которой создается здесь городской округ. Мы просто хотим более эффективно использовать свои ресурсы.

– А в чем заключается неэффективность, по-вашему?

– Неэффективность заключалась в том, в моем понимании, что во власть приходили разные люди по профкачествам. Там, где приходили профессионалы, там складывалось все нормально. А там, где профессионализма не было в помине, а были какие-то амбиции, отсутствовала элементарная порядочность, шел откат назад в развитии поселения.

– Насколько удачна для Московской области модель управления территориями, как городской округ?

– При сегодняшней системе мы потеряли вертикаль управления. Есть у нас региональная власть. Элемент воздействия через управленческую составляющую иногда пробуксовывал и буксует. А это является плохим признаком. Стало быть, и комплекс решения проблем, касающихся регионов в этой ситуации, тоже буксует. Понимаете, до всего этого в Московской области были районы, которые потом стали называться муниципальными, тогда их было более 30-ти. Остальные были города областного подчинения. Как это выглядело? Был Можайский район – Можайск в нем стоял особняком. Также дело обстояло и в Волоколамске. Структура выглядела так, что была власть муниципального района, была власть города. Но, в принципе, верховенство власти оставалось за районом. Однако бюджеты у них были разные. Таких субъектов в области было около 78 (точно цифру уже не помню). По 131 ФЗ в Московской области получилось чуть меньше четырехсот субъектов местного самоуправления. Управлять четырьмястами субъектами сложнее, чем 80-ю.

– О том, что проблемы возникнут, было понятно почти сразу... Почему спохватились через 10 лет после запуска реформы?

– Когда 131 Федеральный закон только был принят, Московская область почти сразу несколько раз выходила с инициативой, чтобы к ней прислушались и не раздували количество этих субъектов. Тогда к нам никто не прислушался. В результате получилось то, что получилось. Впоследствии на опыте убедились в необходимости предлагаемых нами поправок. Решили, что нужно что-то делать. И пошли подвижки. Первым с этим определилось Домодедово. Им тогда пришлось много за это бороться, через многое пройти.

– По поводу Домодедова у меня есть конкретный вопрос. Губернатор на встрече с активом Рузского района приводил его в пример как результат политической прозорливости руководителя. У нас на слушаниях все время говорят, мол, вот давайте создадим городской округ и заживем, как Домодедово. Извините, но я как финансист по первому образованию вижу причину успеха Домодедова немного в ином. Там стоит огромный аэропорт, который ежемесячно отчисляет деньги в местный бюджет. Они при любой модели местного самоуправления должны жить лучше нас. Если мы завтра объединимся в городской бюджет, у нас все равно такого богатого налогоплательщика не появится. Вы можете убедить меня в том, что я не права? Можете пояснить, за счет чего мы все-таки заживем лучше?

– Я считаю, что политический шаг домодедовцев сыграл не менее важную роль в их сегодняшнем процветании. Им, может быть, изначально повезло в том, что они уперлись и провели свое решение до конца. Вторая причина их успеха в том, что у них очень стабильная кадровая политика. Если я не ошибаюсь, глава Домодедово на своем посту работает с 1989 года. И команда там профессиональная подобралась исполнительных, грамотных людей, которые все эти вопросы решали. Да, им подфартило и повезло, что у них там появился серьезный аэропорт. И доля доходов от аэропорта в бюджете их округа значительная, конечно. Но там всегда было на хорошем счету сельское хозяйство. Наверное, есть заслуга и чиновников, что они сумели сохранить и развить, что имели в аграрной отрасли. Сейчас это солидная часть валового продукта территории. Там и строительная отрасль не развалилась, как в Тучково.

- Конечно, Домодедово можно в пример приводить, но они с другим укладом экономики и сельского хозяйства... Это тоже нужно иметь в виду.

- Безусловно. На сегодняшний день бюджет Рузского района представляет собой лоскутное одеяло. Он состоит из 7 бюджетов поселений и бюджета Рузского муниципального района. Мы имеем профицитные бюджеты Дороховского, Колюбакинского и Волковского поселений. Что это значит? Это значит, что при профиците, если бюджет превышает коэффициент, который положен при нормативе, эта часть заработанного бюджета уходит в областной бюджет. То есть наша рузская территория в этой ситуации теряет деньги. Стало быть, нам нужно сделать так, чтобы все то, что было заработано на этой территории, осталось здесь. Если мы становимся городским округом, профицитность исчезает. При сегодняшнем формировании бюджета есть своя шкала и свои коэффициенты. Так, например, подоходный налог для сельского поселения в один процент - самый низкий. Для городского поселения – несколько другая сумма. Для городского округа эти коэффициенты выше. Поэтому переход сельских поселений в разряд городского округа дает возможность поднять нормативную часть отчислений в пользу общего бюджета. Я занимался этим в Можайском районе. Там перевод сельского поселения в городское поселение увеличивал обеспеченность из расчета на одного жителя на 100%. Бюджет увеличивался в два раза. На сегодня в Рузском муниципальном районе 2 городских и 5 сельских поселений. В городах проживает примерно половина населения Рузского района. Другая половина живет в сельских поселениях. За счет увеличения нормативных отчислений с подоходного налога в окружном бюджете также прибавка.

– Теперь поговорим о выгодах простому жителю.

- Один из главных плюсов: чиновники, которые станут работать в службах, аналогичных поселенческим администрациям, будут заниматься не только культурой, спортом и благоустройством, но всей проблематикой, что есть на территории. Будут заниматься в том числе детскими садами и школами. То есть учебные заведения не будут оторваны от местной власти. Стирается разграничение полномочий. Теперь за школы будет отвечать единая местная власть. Все это будет финансироваться из бюджета округа. Принципы разделения средств будут выработаны чуть позже. Сейчас у всех поселений выработаны планы социально-экономического развития территорий на 5 лет вперед. Здесь Максим Тарханов большую работу провел сам лично. Уже исходя из этих планов будут верстаться бюджеты территорий. Со всеми проблемами (неважно: электричество, газ, что-то другое) житель приходит в свою управу по месту жительства. И уже наделенные полномочиями сотрудники спрашивают с Мосэнерго или Мособлгаза, почему те не исполняют свои договорные обязательства. Не нужно будет тратить время на поездки в район или в офис какой-то управляющей компании. Все будет в шаговой доступности. Что мы тут теряем? Ничего не теряем.

С кадрами на этих территориях, я думаю, тоже определятся. Как человек, отработавший много лет на руководящих должностях, считаю, что отношение к кадрам должно быть очень бережное. Хорошие специалисты всегда были в большом дефиците. Людей с профессиональными навыками, прошедших практическую школу, у нас немного.

– Все это вдохновляет. Но ведь что-то и теряется с уходом в небытие муниципальных районов.

– Мы теряем местных депутатов. Если мы имеем сейчас там 10 человек, то в районный совет сейчас попадет где-то 3 человека. Все будет зависеть от квоты – численности населения. Хотелось бы, чтобы в новый окружной совет пришли профессионалы. Все-таки годовой бюджет должны принимать люди, которые понимают, что это такое. Для того, чтобы не потерять активных людей, которые там были, в 131 ФЗ есть предложения, где эта тема звучит. Можно создать какую-то общественную организацию, где всех объединить. Они могут приложить свою энергию в коммунальной сфере. Есть же у нас старшие в многоквартирных домах.

– Давайте вернемся к финансам. Как будет выглядеть финансирование всех этих дополнительных полномочий, что спускаются на места? Какие подрядные организации должны выполнять работы по этим полномочиям?

– Считаю, что региональная власть должна дать возможность использовать самым эффективным образом те денежные средства, которые по всем параметрам бюджета остались на этой территории. Возьмем, например, дороги. Там какие-то средства выделяются на их содержание из областного бюджета, бюджетов других уровней. А грамотно и рационально всеми этими потоками должны распоряжаться управленцы, которые работают на территории. Те же конкурсы на эти дорожные подряды должны устраиваться на местах, а не где-то в областном комитете по конкурентной политике. На мой взгляд, в этом ущербность. Наши деньги приходят на наши территории, а выиграть конкурс может фирма, которую никто не знает. Она может быть совсем из другого региона. Никто не знает, сколько у нее техники, может ли она «проглотить» этот подряд или нет. От этого страдает качество выполненных работ. А местные организации, способные все это сделать, остаются без работы. Нужно загружать местный (малый или средний) бизнес. Давая работу местным предпринимателям, мы предоставляем работу местным жителям, налоговые отчисления опять же идут в местные бюджеты. Это более рациональное использование средств. Эти вещи должны быть под контролем, но с конкурсами что-то нужно менять. Естественно, такой же подход должен быть и в плане ремонта школ, капитального ремонта жилья и всего прочего. Местная власть должна работать эффективно, она должна создавать условия, чтобы на этой территории был командный подход.

– Слушания состоялись во всех поселениях: звучали конструктивные предложения, били эмоции. Ваши впечатления?

– Помните, как-то Дмитрий Медведев сказал, что наше население страдает правовым нигилизмом... А вообще мне сам ход слушаний понравился, невзирая на то, что где-то были агрессивные выпады. Мне очень импонировало в этих слушаниях, что и сторона, что предлагает, и сторона, которая оппонирует, приводят аргументы, над которыми всем нужно задуматься. Такие вещи нашу жизнь обогащают. Услышав все и погрузившись в рассуждения, мы можем сделать свои выводы. Могу сказать, что сторону, которая оппонирует, подводит неточное толкование нормативных актов.

– Но людей понять можно. Каждый боится потерять то, что имеет. Некоторые депутаты из Тучкова, например, очень и очень переживают…

– Мы осуществляем административную реформу. Мы опираемся на законы, которые при образовании городского округа не лишают население статуса сельского, поселкового и еще какого-то. То есть все это остается. А раз это остается, то и бучу устраивать нечего. Мало того, Московская областная Дума внесла изменения в закон о социальной защите, который у нас сейчас есть, где все четко прописано. Поэтому, когда на слушаниях просили назвать закон, я сказал, что закон №100/2016 – областной закон, в котором четко написано: «Предоставление мер социальной поддержки в случае преобразования сельского населенного пункта или поселка городского типа в город или объединение сельского населенного пункта или поселка городского типа в город оставляют дальше социальную поддержку, установленную настоящей 15 статьей...». Ничего не забирают, ничьих прав никто не нарушает. В законе на этот счет даны исчерпывающие ответы.

– Но на тех же слушаниях прозвучал пример о том, как отобрали социальные льготы на проезд в общественном транспорте по Москве у пенсионеров Московской области. Все-таки у людей есть основания опасаться?

– Да, это тема больная. Но законом, социальной льготой бесплатный проезд пенсионеров по Москве не был установлен. У нас не было такого закона. Было соглашение между Москвой и Московской областью. То есть жители столицы у нас бесплатно катались на общественном транспорте – мы им выставляли смету расходов. А мы катались у них. И за счет этого соглашения выделялись деньги. Правильно это или неправильно, но это было сделано. Потом решили это отменить, просто не пролонгировали это соглашение. Но ведь позже появился закон о социальной защите таких граждан. И одним из пунктов там был пункт, что им выделяется 400 рублей. Надеюсь, к этому вопросу еще вернутся.

– А не застроят ли сейчас наши городские округа высотными домами?

– Подобные решения, как и генеральный план застройки территорий, принимаются только после общественных слушаний, в которых принимают участие все жители этого населенного пункта. На такие слушания нужно ходить. Мы не отлучаем народ от самоуправления.

Руза24